Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Русская Православная Церковь Заграницей
Дэс Плэйнс, Иллинойс, США
Подражание Святым

Каждый в наше время кто прочтет это сочетание отреагирует в душе по своему, здесь я имею в виду "каждый" не только  Православный Христианин, но каждый -любой житель планеты Земля. Человек далекий от любой религии в силу своего незнания, что есть Святость, нарисует в своем воображении безгрешное существо и где то усмехнется, а  симпатизирующий индуизму или его представитель, индийского гуру в совершенстве практикующего йогу и будет стараться подражать ему. А что мы православные Христиане понимаем под этим сочетанием ? Я хотел бы на основании своего маленького опыта общения с многими православными христианами и священнослужителями изложить свои мысли и ощущения об этом. Мы с вами как православные Христиане, участвующие в богослужениях и таинствах святой Церкви, знаем кто такие мученики за Христа, Святители, а многие из нас знакомы с патериками- описаниями жизни и подвигов монахов населявших  к примеру Киево- Печерскую лавру или другие лавры, из таких памятников мы узнаем о святости в понимании аскетической традиции Церкви и называем таких святых преподобными. Многие из нас просят священников отслужить молебны святым, мы молимся им как к ходатаем о нас, а некоторые из нас смогут даже объяснить любому протестанту почему наша молитва святым не идолопоклонство. Значит все хорошо, мы члены Тела Христова- Его Церкви, мы участвуем в таинствах Церкви и у нас есть ходатаи это наши Святые. 

Но что мы знаем о Святых ?  Какое взаимодействие у нас сегодня с Святыми, чем нам еще могут помочь наши Ходатаи помимо того, что они нам ниспосылают просимое нами в молитве. Вы когда нибудь задавались вопросом почему в нашей Церкви существуют жития святых? Для чего вообще они кем то писались? Для того ли только чтобы сохранить о Них память и знать чем тот или иной святой прославился, а соответственно и в данных нуждах к нему обращаться в молебнах и акафистах? Кто то ответит, для того чтобы брать с них пример, подрожать им. Ответ будет правильным хотя нам христианам двадцать первого века не совсем понятным, подражать как, и в чем? Я помню когда был студентом Псковского духовного училища в 1996-97 годах, было не мало ребят которые в захлеб читали жития святых в библиотеке училища, особенно преподобных, находили себе четки, накладывали на себя молитвенные правила, посты. Потом все это проходило конечно, и как они сами о себе могли сказать ничего не приобрели за исключением опыта неофитства который не так уж и плох, потому, что имея такой опыт сможешь понять и помочь тому кто так же проходит через него. Я  не иронизирую вспоминая своих однокашников по училищу, наоборот я и сам был среди них и с большим восторгом вспоминаю те времена, вспомните и вы, ведь это были девяностые. После советского атеистического застоя, люди духовно изголодавшиеся, мощным потоком кидались на все, что носило название" духовный -духовное". Несмотря на интервенцию множества оккультных сект, пользующихся  духовным голодом народа, было что то и прекрсное связанное с подъемом в Православной Церкви, особенно среди моледежи. Сколько горящих духом ребят поступало в семинарии и духовные училища. И конечно нам тогда казалось, что мы легко можем подражать любому Святому в Его жизни, конечно кто то скажет это прелестью попахивает, однако согласитесь когда молодой человек от 16 до 18 лет горяче читает жития святых пытаясь подражать им, то тем самым Господь уберегает его в этот период жизни от других более пагубных соблазнов свойственных этому возрасту. И слава Тебе Господи за те времена!


 Религиозный пыл  девяностых утих в нашем народе, но вот только четкий ориентир мы так и не имеем в подражании Святым, не потому, что мы не имеем возможности о них что то узнать, наоборот за 23 года свободы Церкви распространение святоотеческой литературы значительно увеличилось, а с прогрессом в области интернетного пространства, еще и появилась возможность заказать любую книгу по желанию в интернет-электронном магазине и только ленивый этим не воспользуется. Тогда в чем проблема? Проблема в том, что мы не знаем как.  Понятно , что  сегодня никто не уйдет в пустыню, мучеником в прямом смысле слова не станет, хотя и сегодня есть места как Сирия, где Христиане отдают свою жизнь за Христа. Вряд ли кто то из нас поедет туда за мученическим венцом, да и требует ли от нас Господь такого подвига. Как то один молодой человек подошел к некоему старцу монаху просить благословения на то чтобы уехать в те края где открытое гонение на христиан, дабы самому стать мучеником, старец сказал; " сыро нынче у нас, комаров развелось много, поспи у нас ночь и не препятствую комару кусать тебя". На следующее утро старец спросил ревностного юношу " Ну как ?"  тото сказал ,что чесался целую ночь, тогда старец ответил; " как же ты хочешь пострадать за Христа?" Когда то мне один священник сказал, что жизнеописания Святых нам даны не для подражания, а для того ,чтобы читая мы задумывались и сокрушались в сознании того , что мы так не можем жить как Они, и за это смиренное сознание Господь нас помилует людей 21 века. Меня настолько умилило и поразило тогда это высказывание, что я подумал вот он ключик к разгадке того как нам жить, позже я стал чувствовать и понимать, что действительно мы так и должны читать Жития, но этого как то мало, нужно к этому что то дополнить, нужны какие то действия от нас . В одной из аудио- бесед протоиерея Алексея Уминского о воспитании детей, я обратил внимание, что о. Алекей сравнил составление житий Святых с каноном иконописи. В иконописи есть определенный порядок или канон как нужно изображать лик Святого, какая должна быть борода у преподобного или какие должны быть брови , глаза. Так вот и жития святых написаны тоже как бы по канону. Например порядок обычно такой нам более менее знаком "Он рос тихим мальчиком, с детьми не играл, не кушал сладкого, удалялся на молитву и всегда был кроток", согласно о. Алексею, ужасно то ,что мы тут же требуем такого подражания Святым у наших детей, хотя  когда  читаем сами то понимаем, что  далеки от подобного. На самом деле мы ничего практически не знаем о Святых потому ,что как заметил о. Алексей сами Святые о себе мало, что рассказывали, а если и рассказывали то в духе смирения ни чем себя не выделяя от остальных людей. Описания, или жития, что мы имеем, это наблюдения со стороны кем то кто их лично знал. А те кто их знал заставал их уже в зрелом духовном возрасте, но подробно как они восходили к этой святости никто не знал. Конечно есть исключения как например жизнеописание св. Марии Египетской от слов старца Зосимы, которому Святая сама рассказала от самого начала своего жизненного пути до дня когда она встретилась с св. Зосимой. Её жизнь была преисполнена блудом даже не ради денег, а удовольствия. Почему житие св. Марии Египетской особенно дорого каждому Православному Христианину и он или она снова готовы его перечитывать? Потому как читая его в подробностях мы непременно найдем в себе то за что себя обличаем, но обличая себя не впадаем в уныние, поскольку видя пример покаяния и трудов понимаем, что и нам открыт путь покаяния и исправления раз уж он был открыт Марии.


"Упал, встал" (свят. Феофан Затворник). Падая мы встаем и так приобретаем опыт духовный как бы растем от падения к падению и становимся сильней. Представьте себе спортсмена по фигурному катанию, он становится на свои коньки пытается исполнить  сложные прыжки с оборотами в воздухе и красиво приземлиться на лед, но при этом он много падает, даже получает травмы, встает и снова тренируется до тех пор пока на показательном выступлении он не исполнит свой прыжок изящно и виртуозно. Когда мы читаем о святых мы видим  Их уже в исполнении этих невообразимых прыжков, но упускаем из виду их падения и ушибы и приговариваем, вот мол великий угодник Божий наверное особенно избран Богом. Забываем, что он был такой же званный как и мы все сейчас, а избранным уже стал после множества трудов, падений и ушибов. Я думаю, что теперь нам понятно, что значит " Много званных но мало избранных (Мф.20:16; 22:14).

 

Что имел в виду святой праведный Иоанн Кронштадтский когда говорил«Не благонадежный, не истинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым, – как не благонадежен и тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми – не своею силою и заслугами пред Богом, – нет; а силою благодати Божией и заслугами Христовыми… "(из беседы матушки Домники). Благодать Божия привлекается старанием и трудами с нашей стороны.  Сам отец Иоанн вел дневник и читая его  мы поражаемся той откровенности с которой Он о себе пишет, Он жалуется на то, что в очень важный и молитвенный момент Литургии он отвлекается и думает о том как бы его митра на престоле не закоптилась от кадильного дыма, и тут же себя ловит на мысли ,что он отвлекся, укоряет себя , просит прощения у Господа и снова следит внимательно за собой за каждым движением мысли и чувства. Вот она жизнь настоящего святого. Святой это тот кот постоянно трудится над собой и призывает Бога в помощь, именно к такому труду призывает нас Святой праведный Иоанн когда говорит о  заботе стать Святыми.


А сколько раз каждый из нас в обычных житейских делах, имея любую профессию на любой должности не доводил свои дела до логического конца, просто опускал руки при встречавшихся трудностях. Можем ли мы в этом случае найти опору на примере кого нибудь из Святых? Когда Святой равноапостольный Константин великий перед тем как заложить город в честь своего имени начертил на песке перед своей свитой план, они изумились грандиозности подобного плана и высказали свои сомнения в реализации достижимого, на что Константин ответил" я зайду так далеко насколько мне позволит Ведущий меня". Разве эту фразу мы не можем взять за вспомогательный пример который поможет нам доводить все добрые дела до конца? Можем! Сказав перед началом дела Святой равноапостольный Константине моли Бога о нас.


Очень часто встречается мнение о том ,что нам не хватает Святых близких нашему времени, нам кажется, что Святой живущий в буре технического прогресса даст нам явный пример того как нам жить по Евангелию. Да Святые нашего времени действительно нам ближе, но ближе они нам потому, что своим очищенным и одухотвореным чувством они могут дать четкую оценку времени в котором мы живем. Но Святых всех времен и эпох объединяет стремление к Богу, труд над собой, качество постоянства и терпение и наконец старание стать Святыми. Не нужно для этого уходить в пустыни этому можно учиться у Святых всех времен где бы вы не находились и кем бы не были.

 

Иерей Леонтий Найдзионс


Share This:



< PreviousNext >

Грядущие Богослужения
Saturday, 7 / 20 April
Похвала Пресвятыя Богородицы
8:00 Литургия
18:00 Всенощная
Sunday, 8 / 21 April
Неделя 5-я вел. поста преп. Марии Египетской
9:00 Литургия
Thursday, 12 / 25 April
18:30  Вечерня и Утреня

  

Cathedral Donations

Sisterhood Donations

Календарь
image